• RU
  • EN
  • FR
«Искусство должно быть актуальным, поэтому очень важен его контекст»

Ин т е р в ью с ос н о ва т е л ьн и ц а м и м еж ду н а ро д н ой Pop - U p Ga l l e r y O t t e pe l Юл и е й Ка п и т о н о вой - Са а д а и Ве ро н и кой Та бе н с кой .

Беседовал АРКАДИЙ ШВАРЦЕР

Из сайта ottepelart.ru мы узна- ем, что международная Pop-Up Gallery Ottepel — это амбициозный арт-проект проведения закрытых блиц-выставок российских и западных художников, дизайнеров и фотографов в необычных пространствах. Уже после перво- го года своего существования, Ottepel стала участником 7-й Московской биеннале современного искусства.

Традиционный первый вопрос: в чем главная концепция вашей галереи?

Юлия Капитонова-Саада: Концепция нашей галереи — организация и проведение арт- мероприятий и блиц-выставок с интеграцией арт-объектов в уникальные, никогда не повторяющиеся локации. Мы тща- тельно прорабатываем сцена-рий, программу и подбираем уникальное пространство: современные лофты, заброшенные фабрики, конюшни, музеи, усадьбы, старинные библиотеки или винные погреба, крыши известных городских построек, театры и прочее. Концепция выставок, проводимых нашей галереей, сочетает в себе элементы выставки, театрализованного шоу и светского мероприятия с неформальным общением. Для нас имеет большое значение эмоциональная режиссура. Блиц-выставка, презентация или корпоративный вечер с предметами искусства не должны превращаться в концерт или ярмарку.

Вероника Табенская: Мы предлагаем посетителям небольшой «спектакль» — яркий и запоминающийся, который гарантирует эксклюзивность приобретенных вещей. Временной промежуток работы Pop-up-выставки ограничен, что позволяет нам проводить эксперименты над площадкой и выбором музыкального сопровождения. Мы меняем пространство, превращая его в модный музей.

Как родилась идея проекта Pop-Up Gallery Ottepel, и почему с таким названием?

В.Т.: Идея родилась спонтанно. Во время нашей работы с клиентами в сфере искусства к нам стали обращаться художники с просьбами по организации их выставок. Нам это показалось интересным, мы делали все мероприятия под ключ: от организации до приглашения гостей и PR. Как все хорошие идеи, эта очень быстро обрела форму и содержание — буквально за пару недель.

Ю.К.-С.: А само название проекта, которое придумала в шутку Вероника, было принято единогласно. Оно отсылает к хрущевской оттепели. К периоду появления сво- боды слова и началу свободного самовыражения. Это полностью отражает концепцию. Мы счита- ем, искусство нельзя ограничивать, если оно, конечно, созидательно в своей сути.

В.Т.: Pop-Up Gallery Ottepel — это посредник между художниками и коллекционерами. С одной стороны, нам нравится открывать новые имена, знакомить московскую публику с крупными западными художниками и фотографами, о которых здесь знают разве что искусствоведы, коллекционеры и арт-дилеры. С другой — формат закрытого мероприятия позволяет свести художников с потенциальными покупателями: мы приглашаем не только профессионалов арт-рынка и коллекционеров, но и представителей бизнеса, актеров, дизайнеров. Среди гостей не бывает случайных людей — это, так или иначе, люди, открытые современному искусству.

Вы, кураторы, выбираете работы художников, создаете экспозицию, стиль и концепцию выставок. Вы легко приходите к консенсусу?

Ю.К.-С.: Выбирая героя новой выставки, мы стараемся понять, насколько комфортно нам будет работать вместе. Согласитесь, глупо добровольно вступать в военные действия и подписываться на борьбу, когда намного приятнее играть произведение слаженным оркестром. Мы занимается продвижением недооцененного рынка современного искусства, финансовый порог которого намного ниже, чем у искусства классического. Зато оно более актуально и доступно аудитории. Прежде чем утвердить героя выставки, мы всегда задаем себе вопрос: «Будет ли творчество данного автора интересно не только нам, но и нашим клиентам?» Искусство должно быть актуальным, поэтому очень важен его контекст. Мы объясняем коллекционерам значимость произведения, объясняем принципы ценообразования и помогаем его приобрести.

 

ЮЛИЯ КАПИТОНОВА-СААДА

 

«Название отсылает к хрущевской оттепели. К периоду появления свободы слова и началу свободногосамовыражения. Это полностью отражает концепцию».

Над какими проектами вы работаете сейчас? Что ждет поклонников галереи в ближайшее время?

В.Т.: Мы не ограничиваемся закрытыми площадками и территорией Москвы. В 2018 году мы привозим из США масштабную коллекцию антикварных кимоно из частного собрания. Эта экспозиция будет проходить в одном из федеральных музеев страны в рамках 2018 года Японии в России. Есть международный экопроект, который мы сейчас обсуждаем с ООН и Минприроднадзором. Готовим выставку работ Кати-Анны Тагути — племянницы второго президента Израиля Ицхака Бен-Цви. А в Москву привезем работы известного испанского художника-скульптора Дэвида Морены.

Ю.К.-С.: В наших планах персональная выставка Константина Крюкова, участие в COSMOSCOW и в седьмой Московской международной Биеннале современного искусства 2017 года, а также многие другие события, о которых вы узнаете в свое время, — мы с коллегами не будем открывать все планы.

Чья идеология лежит в основе выставок — кураторов или все же площадки, в рамках которой проходят выставки? Был конфликт концепций или нет?

В.Т.: Никогда не было конфликтов, потому что механизм работает, как швейцарские часы: все четко, понятно и отлаженно! Если мы принимаем решение работать, значит, концептуально мы во всем сошлись. Далее возникает вопрос: ГДЕ? Под каждый проект мы подбираем идеально подходящую площадку. Между нами и пло- щадкой никаких разногласий нет и быть не может. Площадка — это место для нашего творческого самовыражения, и это всегда взаимовыгодная история.

Какие возникают принципиальные проблемы в процессе подготовки выставок?

Ю.К.-С.: В нашем профессиональном лексиконе нет слова «проблема», есть только слово «задача». Именно их мы постоянно решаем во время подготовки к каждой выставке. Задачи бывают самые разные: растаможить картины, оптимизировать траты, найти общий язык со сложными людьми и так далее.

Какие, по вашему мнению, авторы являются наиболее яркими представителями вашего концепта?

В.Т.: Конечно же, Энди Уорхолл. Еще я бы вспомнила, откуда пошло понятие Pop-Up. Основатели бренда Comme des Garçons Рей Кавакубо и Эдриан Йоффе в 2004 году первыми запустили магазин капсульных коллекций в Берлине практически без рекламы, что вызвало дикий ажиотаж у покупателей. Это уже потом им последовали остальные бренды и появились РopUp-галереи с блиц-выставками в необычных местах.

Ю.К.-С.: По мне, так это Дэвид Хокни, Джаспер Джонс, Уэйн Тибо и, конечно же, невероятная в своем творчестве Яеи Кусама.

Какие периоды времени отражают ваши выставки? Обращаетесь ли вы к старым, классическим мастерам?

В.Т.: Сам формат нашей галереи относится к современной тенденции, поэтому современное искусство сочетается с ним очень органично. Но, как уже говорилось, мы этим не ограничиваемся. Недавно нам предложили подписать контракт по работе с наследием одного известного русского художника XX века, и под его выставку было решено рассматривать только старые усадьбы.

Ю.К.-С.: Конечно, классический художник, его имя и творчество — это сложившийся многолетний бренд. Посетители экспозиции так или иначе знакомы с автором и его творчеством. Организация выставки работ знакомого для публики мастера всегда проще с точки зрения ожиданий аудитории и привлечения прессы, поэтому в основном Ottepel занимается формированием рынка доступного современного искусства. Мы популяризируем современных молодых художников. Это наш вклад в будущее: рабо- тать с искусством, которое станет наследием страны. Мы открываем имена современных мастеров, работы которых через десяток лет займут почетные места в музейных коллекциях, в собраниях крупных фондов и в домах серьезных коллекционеров.

ВЕРОНИКА ТАБЕНСКАЯ
 

 

Как вы оцениваете успех выставки по ее завершении? Сколько было посетителей? Ломали ли двери, как на Серове? Или как отреагировали пресса, ТВ?

В.Т.: У галереи, безусловно, должны быть продажи, иначе ее статус снижается, и она превращается в event-агентство — это первый фактор. А второй — отзывы гостей! Причем как о самих экспонатах выставки, так и о шоу вокруг них!

Ю.К.-С.: Если выставка продолжительная, то мы оцениваем ее успех по количеству посетителей за весь период времени. Если это был вернисаж, то по количеству проданных работ. Но также важно настроение открытия выставки: как все сложилось, кто из гостей пришел, какие эмоции у них вызвала выставка. И результат невозможно просчитать заранее. Каждый раз, как первый. Ты работаешь на «блеск в глазах» гостей, на их эмоциональный заряд — это и есть наш главный наркотик!

И все-таки довольны ли вы оценкой вашей работы со стороны СМИ?

В.Т.: Для меня показательно, что про наши мероприятия вышло уже две статьи в самом известном издании мира искусства The Art Newspaper, а один из его редакторов любезно согласился стать интервьюером Дэвида Толлмана на нашем закрытом ужине с ним.

Ю.К.-С.: Пока мы видим большой интерес к нашей работе только со стороны бизнес- и арт-изданий. А вот глянец осторожно наблюдает за нами.

И последний традиционный вопрос: какой вопрос вы хотели бы задать сами себе? И, конечно, сами ответьте…

Юлия Капитонова-Саада, Веро- ника Табенская: Какая самая правильная и выгодная инвестиция? Это инвестиция, украшающая интерьер!

 

 

Благодарим отель Radisson Royal Moscow и Mercedes-Bar за предоставление площадки для съемки и проведения интервью.

Фотограф: Елена Сикорская.

МUAH: Наталья Чеверикина.

Одежда предоставлена брендом Peony Moscow.

Все изображения © художников и ottepelart.ru. Все права защищены.

Любое использование или копирование текста, изображений, материалов сайта, дизайна и элементов дизайна допускается  только с письменного разрешения Ottepelart.ru, Москва (Россия)